Материалы лекций. Зависимость.

Очень хотелось бы поделиться материалами, которые давно лежат на полке. И хотелось бы поговорить о том, что близко каждому – это зависимость. Неважно какая: от наркотиков, алкоголя, еды, игры, компьютера, другого человека, телевидения, от результата – всё то, что даёт болезненное состояние зависимости.

Зависимость – многослойная структура. Из словаря – подчинение чьей-нибудь воле. В центре возникновения любой зависимости лежит внутренний неразрешённый конфликт. Внутренний конфликт – это потребность, зачастую неосознаваемая, и отсутствие ресурсов личности (качеств), которые могут удовлетворить эту потребность. Тогда внутренний конфликт присутствует, и болит. Вот на этом фоне и возникает зависимость.

Работа с зависимостью (неважно, с собой Вы разбираетесь или помогаете другому) – это всегда личностный и духовный рост человека.

Склонность к зависимости возникает в детстве, в семье. Различают несколько типов дисфункциональных семей, в которых ребёнок вырастает зависимым.

Но перед этим Мне хочется написать о том, в каких семьях ребёнок вырастает свободным от зависимости. Такой тип семей называется функциональным.

Функциональные семьи, это те семьи, где все члены семьи функциональны, т.е. могут наилучшим образом использовать все свои человеческие позиции по отношению друг к другу. Удовлетворяются как коллективные, так и индивидуальные потребности. Нет закрытых тем, открыто всё обсуждается. Существует свобода восприятия как взрослых, так и детей, свобода обсуждения, высказывание собственных чувств, мыслей, выражений, желаний, и одновременно, уважение к мнению других, свобода творчества. Благополучие ребёнка в семье – это эмоциональная, духовная, физическая и когнитивная связь с родителями. Утрата одной связи может привести к возникновению зависимости.
Духовная связь – обсуждение таких тем, как смысл жизни, размышления о смерти, бытие.
Эмоциональная связь – наши чувства, чувств не стыдятся, идёт воспитание правильного, адекватного выражения чувств.
Физическая связь – телесное, тактильное прикосновение, подойти обнять, погладить, приласкать.
Когнитивная связь – обучение, развитие памяти, познавательные процессы.

А теперь о дисфункциональных семьях:

1) Потворствующая гиперпротекция. (потворствовать – разрешать, гиперпротекция – сверхопека)
Ребёнок – кумир в семье. Все потребности ребёнка легко удовлетворяются. У него наслажденческое восприятие мира. Ему хочется всё больших и больших впечатлений, ощущений, наслаждений. Всё есть, ничего не надо добиваться самому. Есть эмоциональная и физическая близость, нет духовной и когнитивной. Нет опоры в родителях, как в личностях, возможно развитие внутреннего комплекса. Чаше всего развивается наркомания.

2) Доминирующая гиперпротекция .
Всё делают за ребёнка. Возвышаются над ребёнком, ставят большие цели перед ребёнком, предъявляют большие запросы к ребёнку. Ребёнок осуществляет замыслы родителей (игра на фортепиано против воли ребёнка). У ребёнка не спрашивают его желания, не считаются с его чувствами. Всё делается под лозунгом: «Я тебе добра желаю». Психофизические данные ребёнка не принимаются во внимание, такие как: чувства, желания и возможности. Очень часто дети вырастают психологически инфантильными (пусть за нас кто-нибудь примет решение, очень стремятся к поиску «родительского» к себе отношения в браке). В подростковом возрасте возникают протестные реакции – алкоголь, курение, наркотики, общение с «неправильной компанией». В такой семье ребёнок не имеет ни эмоционального, ни физического контакта, возможен когнитивный и духовный. Если доминируют родители, то ответственность у ребёнка снимается, ему остаётся слушаться и повиноваться. Предъявляются жёсткость и контроль непомерным запросам.

3) Гипопротекция (сниженная опека).
Ребёнку не уделяется достаточное внимание или совсем не уделяется внимание. Лишний в семье. Часто когда мама рожает второго ребёнка от нового мужа. В такой семье родители могут быть трудоголиками. Нет ни физической, ни когнитивной, ни духовной, ни эмоциональной связи. Обращение жёсткое, ребёнок чувствует эмоциональное отчуждение и отвержение.

Написать ответ